Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Блог дмитрия евтифеева. Основные характеристики Olympus OM-D E-M10. Полуавтоматические и ручной режим

    Блог дмитрия евтифеева. Основные характеристики Olympus OM-D E-M10. Полуавтоматические и ручной режим

    ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ФЛАГМАНОМ OLYMPUS




    Сразу озвучим один момент: эта статья - не полноценный тест нового флагмана Olympus, хотя на презентации, предварительном анонсе для прессы, мне удалось сделать пару сотен кадров, и почувствовать, на что эта «малышка» способна.

    Официально камера была анонсирована 10 сентября, первые побликации в Рунете появились сразу. Вернее, не публикации (в моем понимании), а чуть переделанные официальные материалы и микроанализ в придачу. Но как бы ни было, наконец, была названа цена Olympus OM-D E-M1. И на это читатели живо откликнулись примерно в таком тоне: «Да лучше я себе за эти деньги пару зеркалок куплю и “рыксу” (то есть Sony RX100)» .

    При всем уважении к мнению читателей и писателей, логика «да лучше я себе три Ford Focus куплю, чем Mercedes E 200 Coupe» - не совсем верна и не для всех подходит. Да, цена Olympus OM-D E-M1 поначалу удивляет - это примерно 60 000 рублей за «тушку» и примерно 90 000 за «кит» с объективом M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro.

    Дорого? Пока не будем говорить о камере, просто сравните цены объективов M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro и, допустим, Canon EF-S 17-55 f/2.8 IS USM. Учтите, что Zuiko намного легче и компактне, и по широкому углу круче - после пересчета по кроп-фактору окажется, что объектив Olympus дает диапазон фокусных расстояний 24-80 мм, а Canon - 27-88 мм (при установке на полукадровую зеркалку, разумеется). Хорошая техника стоит дорого.

    Характеристики

    Основные
    Матрица CMOS, Four Thirds (17,3 × 13 мм).
    Разрешение 16,3 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4608 × 3456.
    Стабилизатор изображения Оптический, пятиосевой, с перемещением матрицы.
    Светочувствительность ISO 100-25 600
    Объектив сменная оптика
    Режимы съемки «Программный», «Авто», «Приоритет диафрагмы», «Приоритет выдержки», «Ручной», «От руки», «Время», «i-Auto», «Сюжетные программы», «Художественные фильтры», «Фото история».
    Управление экспозицией Многосегментный TTL-замер в 324 зонах. Режимы: ESP, точечный, центрально-взвешенный, светлая зона, тень.
    Формат файлов JPEG (EXIF ver 2.2), RAW (формат ORF, 12 бит), RAW + JPEG, MPO (3D).
    Видео Видеозапись Full HD 30 fps в форматах MOV(MPEG-4AVC / H.264), AVI (Motion JPEG) со стереозвуком, с возможностью делать снимки во время записи.
    Память Карты памяти SD, SDHC, SDXC.
    Экран LCD 3 дюйма, 1 037 000 точек, поворотный.
    Разъемы Micro-HDMI, комбинированный USB и видео (NTSC, PAL), гнездо для микрофона - mini-jack 3,5 мм, аксессуарный порт, синхронизация с внешним светом.
    Серийная съемка До 10 кадров/сек до 50 кадров RAW в серии (до заполнения карты памяти при съемке в формете JPEG).
    Источник питания Литий-ионная батарея (прибл. 330 кадров, 50% с Live View).
    Размеры, вес 130,4×93,5×63,1 мм; 497 г (включая вес батареи и карты памяти).
    Дополнительные
    Вспышка Съемная, устанавливается в «горячий башмак», ведущее число 10 (ISO 200).
    Диапазон выдержки 1/8000 - 60 сек.
    Видоискатель Электронный, 2 360 000 пикселей, поле зрения 100%,
    максим. увеличение - 1,48.
    GPS Нет
    Беспроводные соединения Bluetooth, WiFi.
    Защита Морозостойкость - до -10 °С, влагозащищенность, пылезащищенность.
    Подсветка автофокуса Да.
    Брекетинг По экспозиции, по чувствительности, по балансу белого.
    Формат изображения 4:3 / 3:2 / 16:9 / 6:6 / 3:4

    Четыре трети

    А перед тем как говорить о камере, придет немного окунуться в историю, сделать небольшой экскурс. Может, больше чем экскурс, в Рунете я не нашел внятной информации по Four Thirds System, если кто поделится ссылкой, буду благодарен. А то, что мне встретилось, отличается либо крайне узким взглядом (трактуется, как стандарт крепления объективов для цифровых зеркальных фотокамер, созданный фирмами Olympus и Kodak), либо повторяет официальные материалы Olympus и Panasonic, не вычищая из них начинки явно рекламного характера.

    На самом деле Four Thirds System - гораздо больше, чем стандарт крепления объективов с тремя лепестками на байонете и 9 сигнальными контактами. Это во многом успешная попытка создать общий, открытый для всех производителей стандарт построения по-настоящему цифровых камер. Почему «по-настоящему цифровых»? Логика Olympus в 2002 году была следующая:

    • Существующие цифровые зеркалки не являются по-настоящему цифровыми. Это «переделанные пленочные» камеры, которые тянут за собой многие «грехи» развития пленочной фототехники. Полнокадровый 35-мм сенсор не является оптимальным для «цифры» - слишком дороги матрицы такого размера, слишком крупную оптику приходится ставить на зеркалки.
    • Если сделать стандартным другой сенсор, меньшего размера, можно избавиться от множества сложностей, которые возникают при конструировании оптики и камер. Можно добиться лучших характеристик при меньших размерах.
    • И, наконец, хватит продолжать необъявленную войну стандартов, когда каждый производитель привязывает к себе пользователя фирменными объективами и вспышками. Пусть стандарт будет единым, а оптика и некоторые аксессуары - взаимозаменяемыми. Тогда парк объективов увеличится в разы, пользователю не придется ломать голову, куда девать оптику, если вдруг он решил сменить марку фотокамеры.

    Рабочее пространство беззеркальных камер Micro Four Thirds вдвое уже,
    чем у зеркалок Four Thirds. Это позволяет при прочих
    равных (размер сенсора, прежде всего) делать
    более компактные и легкие камеры.


    Логика, безусловно, сильная. Но, как сразу заметили эксперты после анонса Four Thirds System на выставках 2002 года (в Европе это были Cebit и Photokina), - Canon и Nikon за вами не пойдут. Они не согласятся с ведущей ролью Olympus в создании единого стандарта. И, кроме того, у них могут быть свои соображения по поводу оптимального размера сенсора.

    Разумеется, Canon и Nikon не пошли. И Pentax с Minolta тоже. Но стандарт полностью или частично был поддержан фирмами Fujifilm, Kodak, Leica, Panasonic, Sanyo, Sigma, Tamron. И все же этот альянс не создал ни одной по-настоящему популярной, очень распространенной камеры. Конечно, появлялись удачные модели: если не забираться в глубь веков и в очень дорогую технику для профи, можно назвать Olympus E-420, E-620, но они не завоевали рынок и даже не потрясли его (как в свое время сделали «псевдозеркалка» Olympus E-10 и первые зеркалки для широкого круга фотолюбителей Canon 300D, Canon 10D, Nikon D70). Panasonic, после двух не слишком удачных запусков Lumix DMC-L1 в 2006 году и Lumix DMC-L10 в 2007, прекратил опыты с зеркальными камерами.

    Но ведущие производители просто так не сдаются. И в сентябре 2008 года Panasonic отыгрался, выпустив «бомбу» Lumix DMC-G1, первую камеру типа MILC (mirrorless interchangeable-lens camera, беззеркальная камера со сменной оптикой) стандарта Micro Four Thirds. Пожалуй, с нее начинается эпоха «беззеркалок», поскольку ее предшественники Epson R-D1 (2004 год) и Leica M8 (2006 год) были, скорее, имиджевыми моделями и не завоевали широкий рынок. И вместе с Lumix DMC-G1 на арену выходит дитя сотрудничества Olympus и Panasonic - стандарт Micro Four Thirds, нацеленный на укороченное рабочее пространство камеры (без зеркала). При этом параметры сенсора остаются прежними, как у «большой» Four Thirds System - матрица с размерами рабочей части 17,3 × 13 мм (диагональ 21,6 мм), соотношение сторон - 4:3, кроп-фактор - 2,0.

    Плюсы и минусы

    После выхода Panasonic Lumix DMC-G1, пока остальные производители размышляли о целесообразности выхода на рынок беззеркалок, время шло. Нельзя сказать, что при этом время работало только на создателей системы Micro Four Thirds. Ведь пионеры, с одной стороны, захватывают рубежи, а с другой, позволяют конкурентам трезво оценить, какие ошибки сделаны впопыхах (не все можно предусмотреть в лабораториях), и выйти на рынок со своими системами и стратегиями.

    Даже первая беззеркалка Olympus, модель PEN E-P1, вышла почти год спустя, в июне 2009. И тогда фотолюбителям стало понятно, что беззеркалки - это всерьез и надолго. Производители поняли это намного раньше. Следом за Olympus подтягивается Samsung - модель NX10, январь 2010. Потом, в мае 2010 Sony выпускает модель NEX-5. Следующая «ласточка» - Pentax Q, июнь 2011. Nikon поспевает к октябрю 2011 с моделью Nikon 1 J1. Затем в марте 2012 - Fujifilm X-Pro1. И лишь последним на рынок выходи «тяжеловес» Canon, в июне 2012 с моделью Canon EOS M.

    Мы едва ли сможем в одной статье рассмотреть плюсы и минусы всех беззеркальных систем. Давайте остановимся на моделях из клана Micro Four Thirds, тем более что проблемы и достижения у всех производителей сходные. К плюсам, безусловно, можно отнести:

    Теперь, после краткой подготовки, можно трезво судить о том, что собой представляет модель Olympus OM-D E-M1, анонсированная совсем недавно, 10 сентября этого года. Начнем с официального позиционирования: «Модель обладает более компактным размером, чем основные конкуренты, и является идеальной камерой для съемки в поездках, ее можно постоянно носить с собой, в отличие от громоздких зеркалок. Новинка сочетает портативность формата Micro Four Thirds и превосходное качество изображения DSLR камер» . Насколько это соответствует действительности, мы мы будем разбираться по ходу статьи. А пока зафиксируем очевидые детали:

    Над дизайном создателям OM-D E-M1 пришлось немало потрудиться. Цель при этом была, чтобы беззеркальная камера напоминала зеркалку. Но при этом создавала свой образ - полноценной замены зеркальной камеры.

    На этой фотографии толком не видно, но у E-M1 нет встроенной вспышки. Небольшую вспышку, подобие встроенной, можно монтировать в «горячий башмак».

    OM-D E-M1, действительно, напоминает зеркалку не только по виду, но и по ощущениям. При существенном уменьшении размеров (по сравнению с зеркалкой) удалось сохранить относительно крупные элементы управления. Они, конечно, меньше, чем у большинства зеркалок, но не вызывают дискомфорта. К ним быстро привыкаешь.

    На презентации для теста камеры отводилось лишь 10 минут, за это время к управлению можно приспособиться. Но чтобы тест получился более-менее разумным, пришлось брать дополнительные 10 минут несколько раз.

    Немного не укладывается в голове, что некрупная камера может дополняться батарейной рукояткой - как большая зеркалка. Но, видно, к этому придется привыкать. Даже при нейтральной позиции невольно признаешь, что OM-D E-M1 создает новые стандарты.
    Экран OM-D E-M1 традиционный для продвинутых компактов и беззеркалок Olympus - откидной. Его можно поднять вверх, можно опустить вниз. Это конечно, не откидной поворотный, как у некоторых фотокамер (и практически всех видеокамер), но и такой экран дает немалые возможности для выбора нестандартного ракурса.

    Технологии

    Заявления о том, что Olympus OM-D E-M1 претендует на звание «ничуть не хуже зеркалки, даже лучше» не были голословными. Это стало возможно, благодаря целому «букету» новых технологий. Самая первая из них - дизайн и эргономика.

    Казалось бы, говоря о технологиях, не совсем логично касаться размеров и эргономики, но подумайте сами, сколько исследований нужно провести, чтобы разработать корпус новой камеры и добиться удобного расположения элементов управления? Это, скорее всего, меньше, чем при разработке малошумящих матриц или «процессоров следующего поколения», но все же очень большая работа. И, что приятно, она принесла результаты - камера, действительно, создает впечатление «очень серьезной», несмотря на то, что она гораздо меньше средней зеркалки. При этом органы управления удобны даже для большой руки - по словам Евгения Уварова (моя рука средняя, не слишком крупная).

    Создатели Olympus OM-D E-M1 потратили немало сил, чтобы камера производила
    впечатление «как бы зеркалка, но гораздо компактнее зеркалки».
    Любой человек, знакомый с современным производством,обладающий
    поверхностными знаниями эргономики, это оценит.


    Кстати, Olympus в последние годы активно развивает новые подходы к управлению фотокамерами. Недавно я тестировал компакт премиум-класса Olympus XZ-2 (статья появится в нашем разделе недели через две). Так вот, этот компакт мне пришлось изучать несколько дней, в нем есть нестандартные функции, которые сразу (интуитивно) не раскрываются, приходится заглядывать в руководство (что вообще случается нечасто, обычно с большей частью тестируемых камер все и так понятно).

    Двойной автофокус. Фазовые детекторы обеспечивают скорость
    фокусировки. При необходимости OM-D E-M1 может подключить
    к ним контрастную фокусировку - для точности.


    Следующий сильный шаг - «двойной» автофокус, комбинация возможностей матрицы и сенсоров фазового АФ. Фазовые сенсоры встроены в поле светочувствительной матрицы, а камера по характеру изображения выбирает режим наиболее быстрого автофокуса. При установке объективов Four Thirds используется только фазовый метод АФ. При установке объективов Micro Four Thirds камера выбирает - либо контрастный метод, либо комбинация фазового и контрастного.

    Конечно, это не первая «ласточка». Фазовые датчики на матрице уже появились у Canon. Уже пару лет существует технология Fujifilm Hybrid Focus. Все новые технологии стараются максимально эффективно использовать возможности фазового и констрастного метода не только для скорости, но и для точности фокусировки. Olympus Dual AF при совместном использовании двух методов сначала запускает быстрый фазовый, а потом с помощью контрасного «докручивает» точность.

    Датчики фазового автофокуса, встроенные в матрицу, появились
    не только у Olympus. Canon и Fujifilm также производят
    подобные CMOS-сенсоры. Интересно, насколько они
    дороже обычных матриц?


    Подход кажется очень здравым, насколько он лучше или хуже того, что предлагают конкуренты, сказать сложно. Не уверен, что это в принципе удастся проверить: пока будут накапливаться отзывы пользователей «мне удалось сфоткать муху в полете», технологии успеют перейти на следующий уровень. Фактом остается, что ведущие производители чуть раньше или чуть позже приходят к одним и тем же базовым решениям. А нюансы - они зависят от «школы», от многолетнего опыта, который у каждого производителя немалый. Скорее всего они идут примерно вровень. Если кому-то удастся сделать революционный скачок, рынок это обязательно заметит. Но пока раскладка сил на рынке остается относительно стабильной, ведь кроме чисто технических решений существуют и маркетинговые. И предпочтения фотолюбителей тоже не меняются ежесекундно.

    Но вернемся к технологиям. Следующее, чем может гордиться Olympus OM-D E-M1 - электронный видоискатель. Это действительно сильная разработка, но чтобы прочувствовать всю ее силу, надо провести с камерой не один день.

    Кроме внушительных размеров, высокого разрешения (более двух миллионов точек) и быстрых пикселей (время отклика - 29 мс), видоискатель OM-D E-M1 несет уникальные функции - он позволяет увидеть HDR-снимок до того, как сделан кадр . И вообще дает нам возможность «играть» с ключевыми параметрами кадра, прежде чем нажать на кнопку спуска. Мы можем, глядя в видоискатель, не пользуясь дисплеем, менять соотношение сторон, увеличение кадра, регулировать цвет и светотени.

    Я не помню, чтобы про электронные видоискатели кто-то из фотографов говорил одобрительно. Пока количество точек не перевалило за миллион, и картинка безбожно мерцала, все вообще плевались и без отвращения в это «окошко» не заглядывали. Но сейчас, похоже, электронные видоискатели становятся более мощными инструментами, чем «глазки» зеркалок. В цифровой фотографии так и должно быть - ведь в теории от электроники фотограф может получить намного больше информации, чем от оптики. Но теория до недавнего времени сталкивалась с несовершенством электронных видоискателей. Похоже, что Olympus OM-D E-M1 станет «переломной» камерой, способной утвердить возможности электронных «глазков».

    Поначалу новые возможности вызывают отторжение, мы не привыкли «править» фотографию в процессе съемки. Во время плотного «репортажа» это вообще невозможно, там времени хватает только на то, чтобы худо-бедно схватить кадр. А сама фотография вытягиваются из кадра потом, при обработке RAW: композиция, экспозиция, цвета… Но если у нас есть время, если мы занимаемся спокойной пейзажной съемкой? Почему не сделать фотографию во время съемки, а не в последующей обработке? Во время пейзажной съемки мы чувствуем атмосферу снимка непосредственно, намного ярче, чем потом, когда вытягиваем RAW.

    Думаю, это тоже вопрос времени и привычки. Новые возможности Olympus OM-D E-M1 по цветовой коррекции во время съемки (технология Colour Creator) появились по многочисленным заявкам японских фотографов - именно так объяснили появление технологии на презентации. Я вполне допускаю, что некоторые японские фотографы работают в режиме on-line - когда кадр из камеры сразу поступает на страницы сайтов и полосы газет в авторской обработке. И заинтересованы, чтобы это было не только возможно, но и требовало минимум времени (для этого OM-D E-M1 можно законнектить со смартфоном по беспроводной связи). Просто у меня лично среди сотни знакомых фотографов, включая тех, кто работает, допустим, на Associated Press и время от времени получает Пулитцеровские премии (Александр Земляниченко), пока нет знакомых, обрабатывающих фото во время съемки. Но, вполне допускаю, что если появятся и утвердятся новые возможности, стандарты de facto, фотографы, ценящие каждую секунду своего времени, за такие возможности ухватятся.

    Что такое 5 осей в трехмерном пространстве - сообразишь не сразу.
    Кроме обычного 3D, еще две оси (точнее, два измерения) дают поворот
    матрицы по или против движения часовой стрелки, а также ее наклон вперед-назад.
    Итого получается 5D - как в «навороченных» кинотеатрах.


    Следующий шаг Olympus - 5-осевая оптическая стабилизация. То есть матрица Olympus OM-D E-M1 может компенсировать тремор камеры по трем осям трехмерного пространства, а также компенсировать вращательные движения по оси «часовая стрелка - против часовой стрелки» и по оси наклона «вперед-назад». Результатом такого 5-мерного подхода является прибавка в 4 ступени EV, которую стабилизатор может подарить фотографу. Обычно эта цифра не превышает 3 ступеней. И если здесь Olympus, действительно, вырвался вперед, мы с удовольствием это подтвердим после тестирования камеры, у нас появилась неплохая методика.

    И наконец, Olympus OM-D E-M1 обладает магниевым корпусом, повышенной влагостойкость, пыленепроницаемостью и морозостойкостью. «Модель OM-D E-M1 является лучшей камерой, гарантирующей превосходную работу при температуре до минус 10°C» . Все это замечательно, хотя пока в официальных материалах нет данных в чем измеряется морозостойкость, все подтверждается только фразой: «По результатам тестов Olympus». Обычно камеры неплохо держат низкую температуру, а вот аккумуляторы - нет, быстро садятся. Так что для начала было бы интересно узнать, насколько меньше камера сможет сделать снимков при минус десяти, чем при плюс десяти по Цельсию. Вообще вопросов много, но поскольку камера совершенно новая, ответы получить не так просто. Некоторые моменты, думаю, не изучены даже производителем.

    Итоги

    Думаю, мне удалось доказать, что Olympus OM-D E-M1 - неординарная камера. Возможно, она станет «знаковой», обеспечит себе особое место в истории фотографии. Для этого есть все предпосылки, а история - она во всем и со всеми разберется. Пока единственным минусом, который удалось вскрыть во время краткого знакомства и довольно продолжительного анализа - это цена камеры и оптики. Цена переводит Olympus OM-D E-M1 в разряд камер для энтузиастов и профессионалов.

    Энтузиасты всегда найдутся. Правда, их будет не так много. Но люди готовы выстаивать огромные очереди, чтобы первыми купить какой-нибудь «пятый айфон». Или платить не слишком разумные деньги за право прогнать компьютерную игру на «особом релизе» видеокарты. Об этом пишут, об этом спорят. Что касается энтузиастов-фотолюбителей, они находятся в тени общественного интереса, но они есть.

    Что касается профессионалов, позвольте напоследок рассказать серию маленьких историй. На вопрос «Что вы посоветуете начинающему фотографу?» один из метров фэшн-съемки (Марсио Мадейра) ответил: «Надо взвалить на себя двадцать килограмм фотоаппаратуры и побегать с ними лет двадцать. Тогда все получится само собой». Я время от времени наблюдаю, как московский фотограф Игорь Костромин «поигрывает» на корпоративных съемках двумя камерами, которые весят четыре килограмма каждая (с объективами, вспышками и батарейными блоками). Одна камера с телевиком, другая - с широкоугольником. Четыре килограмма - небольшой вес, если «поигрывать» им минут десять. Но попробуйте продержаться в плотной съемке несколько часов! Попробуйте отправиться в фотокомандировку с 20-килограмовым рюкзаком, как это делает Евгений Уваров. Правда, все перечисленные фотографы - большие, с весом от сотни килограмм. А когда видишь «тростинку», начинающую девочку-фотографа, сгибающуюся под рюкзаком, который весит чуть больше «тростинки», - это не для слабонервных, я плакалъ.

    Все это к тому, что если со временем беззеркалки заменят зеркалки и рюкзак фотографа станет вдвое легче, многие люди скажут «Олимпусу» спасибо. И будет за что. Простите, что моя позиция по ходу написания статьи выстроилась «за производителя», а не «против». Но это позиция, а не просто слова.

    Галерея

    Эти не просто слова я постарался подтвердить кадрами. Их много, больше обычного, но, думаю, всем интересно посмотреть, как снимает новая камера такого класса. Поэтому семплы взяты вместе с полем Adobe Photoshop, так можно оценить качество экспозиции (по гистограмме) и увидеть, какой фрагмент кадра 4608 х 3456 взят в качестве иллюстрации (по навигатору).

    Те же фотографии представлены в нетронутом виде - не кадрированном, и, естественно, без какой-либо коррекции. Единственную обработку, которую некоторые из них прошли, - это конвертация из RAW в JPG. Здесь мы воспользовались не фирменным конвертором Olympus, а недавно вышедшей версией адобовского плагина CameraRAW с поддержкой Olympus OM-D E-M1. Этот конвертор работает вполне добротно, а причина того, что мы не использовали фирменный, входящий в состав Olympus Viewer 3, причина проста - фирменный конвертер удаляет из снимка данные EXIF. Странно, но факт. Поэтому, чтобы не появилось недоверие читателей, семплы прошли адобовскую обработку.

    Общее примечание к снимкам. Камера очень быстра и работает не хуже зеркалки класса Canon 7D или Nikon D300 (с более крутыми аппаратами, врать не буду, у меня нет большого опыта общения). Все достоинства Olympus OM-D E-M1 за время короткого теста, конечно, оценить не удалось, а явных проколов замечено не было. Разве что иногда «мажет» автофокус. Но он и у зеркалок иногда «мажет».

    Что касается съемки на высокой чувствительности, единственно, о чем жалею - что не проверил, как камера снимает на ISO выше 16000 (думал, не справится). Но, согласитесь, камера, которая на ISO 16 000 выдает фото, а не «порно» - достойная камера.

    При широко открытой диафрагме (F1,8 - F5,6) камера замечательно справляется с художественным размытием фона. Так что все видимые недостатки беззеркалок производителю удалось преодолеть. А оценить качество снимков вы сможете сами: цветопередачу, шумы, «пластику» изображения (знать бы, в чем она измеряется, но такая хараетеристика есть). Такие дела.

    Галерея, часть 1
    Галерея, часть 2

    Герой сегодняшнего нашего теста - Olympus OM-D E-M10. Это совершенно новая беззеркалка, анонсированная меньше месяца назад. Она стала продолжателем современной линейки Olympus OM-D, в которой на данный момент кроме нее уже существует две модели: первопроходец E-M5 и новый флагман E-M1 . Но от своих старших во всех отношениях собратьев новинка отличается чуть более скромными характеристиками и намного более привлекательной ценой. При этом за скромным ретро-дизайном E-M10 скрывается такое большое количество новых функций и особенностей, что рассказывать о них мы будем в формате “неделя с экспертом”, публикуя день за днем новые главы большого теста и делясь опытом съемки на камеру в реальных условиях.

    Следите за обновлениями! Каждый день в течение недели мы будем публиковать новые главы нашего большого теста.

    Кстати, уже сейчас можно оформить предзаказ на Olympus OM-D E-M10 в фирменном магазине , а посмотреть камеру в живую и даже протестировать ее можно в магазинам Медиа Маркт.

    Начнем же традиционно - со знакомства. Olympus OM-D E-M10 - это компактная системная камера со сменной оптикой. Причем слово “компактная” как нельзя лучше описывает главную особенность этой новинки. Когда я получал технику на тест, то никак не мог поверить, что смогу уместить фотоаппарат, зарядку к нему и шесть (!) объективов в свой маленький фоторюкзак. Но Olympus умеет удивлять: эта техника заняла ровно половину места в моем рюкзаке, уместившись в одном его отделении.

    Своей компактностью камера и вся система Micro 4/3 обязаны прежде всего размеру матрицы. Сенсор формата 4/3” имеет физические размеры 17,3x13 мм - чуть меньше, чем, например, у большинства любительских зеркалок. Некоторые скептики считают, что подобный размер матрицы ограничивает возможности работы с малой глубиной резкости и может негативно сказаться на уровне шумов. Что же, для нас это только повод уделить данным вопросам повышенное внимание в нашем большом тесте.

    Кстати, матрица в E-M10 используется та же, что и в полюбившемся миллионам E-M5 . Ее разрешение 16 мегапикселей, изготовлена она по КМОП-технологии. Зато процессор в E-M10 установлен более новый - TruePic VII. Высокая скорость серийной съемки - до 8 кадров/с - это отчасти его заслуга.

    Я упомянул, что Olympus OM-D E-M10 будет стоить значительно меньше своих старших собратьев. Давайте попробуем разобраться, на чем пришлось сэкономит разработчикам, а какие характеристики и особенности остались неизменными.

    Опыт некоторых других производителей фототехники учит нас, что в первую очередь при выпуске более доступной модели происходит удешевление материалов корпуса. Но здесь такой тенденции не прослеживается: лицевая и верхняя панель камеры, управляющие диски и даже поднимающаяся вспышка изготовлены из металла. Из пластика - детали задней панели и нескользящие накладки. При этом качество сборки на высоте: камеру просто приятно держать в руках.

    Начиная с самых первых моделей , беззеркалки Olympus славились своими встроенными стабилизаторами изображения на основе сдвига матрицы. Такой подход к стабилизации позволил одним выстрелом убить двух зайцев: не размещать стабилизатор в оптике (и как следствие - сделать ее дешевле и компактнее) и реализовать стабилизацию при работе с любым объективом.

    Не стал исключением и Olympus OM-D E-M10. В нем применен трехосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы. Напомню, что в E-M1 и E-M5 применялись пятиосевые стабилизаторы, которые чуть более эффективны при съемке с небольшого расстояния. Однако, трехосевой стабилизатор тоже способен компенсировать вращательные движения камеры, которые чаще всего и приводят к смазу.

    Строить кадр фотографу предлагается либо по наклонному сенсорному экрану с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек (это, кстати больше, чем у E-M5) или через ЖК-видоискатель с разрешением 1440000 точек.

    При этом производитель заявляет, что на данный момент камера обладает самой низкой в своем классе задержкой отображения информации. Чуть позже мы проверим это. Пока же могу сказать, что картинка в электронном видоискателе действительно воспринимается как живая: частота обновления очень высокая (заявлено до 120 кадров/с), изображение не стробит даже на динамичных сюжетах.

    Автофокус камеры похож на тот, что мы видели у E-M5: классический контрастный автофокус по матрице с возможностью выбора области фокусировки и ее размера (в том числе при помощи касания). Кроме ставшей привычной фокусировки по лицам в кадре есть и кое-что интересное: в случае портретной съемки можно задать приоритет фокусировки на глазах, при этом можно отдать приоритет левому или правому глазу. Интеллектуальные способности современных камер не перестают удивлять.

    Olympus OM-D E-M1 II — это компактный фотоаппарат, которым можно делать быстрые снимки, вести съемку на природе и фиксировать спортивные события.

    Фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 II — Отзывы

    Обновленный фотоаппарат OM-D E-M1 II способен делать 18 кадров в секунду, сохраняя при этом непрерывную автофокусировку, или фантастические 60 fps, если вы установили фокус с первым кадром. Благодаря 5-осевой стабилизации изображения, у вас получится сделать отличный снимок даже если камера трясется.

    Стоит отметить наличие записи видео в 4K, 50-мегапиксельный режим «High Res Shot», отличное сцепление с поверхностью, два слота для SD-карт, увеличенное время автономной работы и электронный видоискатель с высоким разрешением.

    Ключевые характеристики Olympus OM-D E-M1 II

    • 20,4 мегапиксельный сенсор Live MOS Four Thirds;
    • Процессор TruePic VIII;
    • Батареи хватает на 440 снимков;
    • Водо- и пыленепроницаемость;
    • Съемка видео в 4K;
    • 5-осевой стабилизатор изображения с 6,5 ступенями стабилизации;
    • 121 точка автофокусировки перекрестного типа;
    • Съемка до 60 кадров в секунду;
    • Производитель: Olympus;
    • Цена: 150 600 рублей.

    Дизайн и элементы управления

    В Olympus OM-D E-M1 II произошло мало внешних изменений по сравнению с предыдущей моделью, Е-M1. Но ради более высокой производительности, изнутри, камера прошла полную модернизацию.

    Габариты, вес и форма камеры OM-D E-M1 II так малы, что её можно носить с собой весь день и не устать. Сцепление с поверхностью очень хорошее, поэтому можно не бояться, что E-M1 II случайно выскользнет из рук.

    На корпусе камеры есть множество дисков и кнопок, с которыми можно быстро изменять необходимые настройки съемки. Можно переключаться между режимами, настраивать диафрагму и/или выдержку, управлять ISO и балансом белого. ЖК-экран в OM-D E-M1 II сенсорный, его можно удобно использовать для изменения точки автофокусировки и навигации в меню быстрого доступа.

    Видоискатель и батарея

    Новый видоискатель Olympus OM-D E-M1 II соответствует высокой скорости работы камеры, и даже с 18 fps, позволяет подробно рассмотреть объект съемки, как только вы поднесете камеру к глазу. Невероятный для электронного видоискателя результат.

    Батарея в версии E-M1 II стала гораздо выносливее, чем ранее в серии. Следить за тем, сколько заряда осталось, можно на дисплее. Ранее на компактных камерах Olympus такой возможности не было.

    Отслеживание цели происходит быстро даже при слабом освещении. С такой фокусировкой можно делать отличные снимки дикой природы и спортивных соревнований. В этом фотокамера Olympus может превзойти Nikon и Canon.

    Качество изображения при съемке Olympus OM-D E-M1 II

    Режим «Pro Capture» будет полезен для всех, кто не хочет упустить важный момент. Камера Olympus OM-D E-M1 II успевает сделать 14 снимков, как только кнопка спуска затвора будет нажата наполовину.

    Снимки сохраняются в форматах RAW или JPEG с максимальным разрешением. Такая технология также пока большая редкость у камер конкурентов.

    Фантастические 6,5 ступеней стабилизации, позволяют делает снимки ещё лучше чем ранее, в камере Olympus OM-D E-M1.

    Итог

    Обновленная фотокамера OM-D E-M1 II — несомненный конкурент цифровых зеркальных камер Sony, Nikon и Canon в тех ситуациях, когда необходимо вести быструю и качественную съемку.

    Качество изображения у OM-D E-M1 II стало лучше, чем когда-либо было на камерах Olympus. Фотоаппарат OM-D E-M1 был неплохим, но с добавлением новых технологий, у OM-D E-M1 II нет равных.

    Фотокамера Olympus OM-D E-M1 II – видео обзор

    Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    В 2013. Я вижу, что от года к году эти аппараты значительно эволюционируют, поэтому я с удовольствием принял приглашение поехать в Прагу для того, чтобы протестировать новый Olympus OM-D E-M5 Mark II.

    У этого фотоаппарата есть два основных отличия от конкурентов: уникальная пятиосевая система стабилизации, которая позволяет снимать с рук в темноте на длинных выдержках резкие карточки, и возможность делать кадры по 40 мегапикселей, не смотря на то, что матрица всего 16 мегапикселей. Как? Ответ под катом...

    Вообще, я сразу признаюсь, что я не мастак писать обзоры про камеры. В Праге я был вместе с известным журналистом Дмитрием Крупским, который как раз на них специализируется, так что, если вы хотите прочитать детальный и легко написанный подробнейший отчет о камере, то вам сюда .

    Я же больше расскажу об эмоциях, которые вызвал у меня этот аппарат, но, сразу хочу оговориться, что я сравнивал его с моим Никоном D4, так что может это и не очень честно, так как они находятся совершенно в разных весовых и ценовых категориях.

    1. Эргономика

    После огромного Никона этот, конечно, ничего не весит. Если прицепить к нему большую линзу, то баланс камеры нарушается, но, из-за общего маленького веса, это не мешает.

    Очень удобен экарнчик, который можно развернуть и отодвинуть. Можно запросто делать интересные снимки с низкой точки съемки или подняв фотоаппарат над головой.

    Кнопки управления достаточно понятны и удобно расположены. Фотоаппарат шибко умный и можно каждую кнопку, коих достаточно, запрограммировать под себя.

    Из неудобств: мне было не очень удобно включать/выключать фотоаппарат (кнопка находится слева и чтобы его включить, нужна вторая рука). Еще у меня иногда сбивались настройки, так как во время носки его на плече, я задевал колесики настроек, которые крутятся слишком легко, и сбивал их.

    В остальном вопросов не возникло. Я довольно быстро привык к управлению.

    Еще камера заявлена, как брызгозащищенная. То есть под воду ее лучше все же не опускать, но в сильный дождь можете снимать без проблем.

    2. Стабилизация

    У камеры пятиосевая стабилизация. Эти оси: вправо/влево, вверх/вниз и 3 оси кручения фотоаппарата (см. стрелочки на картинке). Система очень продвинутая и благодаря ей позволяет делать резкие снимки даже при плохом освещении. Олимпус считает это главным прорывом и главной фичей своей новой камеры. Сложно с этим не согласиться.

    Мы много снимали в темноте. Да, практически все! Примеры кадров есть в конце поста.

    3. 40 мегапикселей

    Это интересный режим, но работает только со штатива и пригоден для фотографирования статичных объектов. Камера делает 8 снимков подряд со сдвигом на поппикселя каждый. После этого картинку склеивает и получается 40 мегапикселей. Поэтому без штатива получается размазня.

    Интересная идея и реализация. Фотографии получаются очень четкими и резкими. Пойдет для фотографирования предметки и пейзажей в безветренную погоду. Примеры фотографий есть в конце поста.

    Вор один лишь пример. Это кроп из большой фотографии, которая показана в правом нижнем углу. Обратите внимание на количество деталей:

    4. Видео

    С этой системой стабилизацией уже не нужны стэдикамы, гиростабилизаторы и прочие системы стабилизации. Мы сняли небольшой ролик. Каждый в нашей группе побыл в роли видеооператора. Я, например, бежал за главными героями по туннелю, где до нас бегал Том Круз в одной из серий Миссии Невыполнима. Не все куски в ролике сняты нами. Те, что в Праге на мосту - снимали без нас, чтобы получилась интересная история. Суть в том, что любой неподготовленный человек, может взять эту камеру и снимать классные видеозарисовки.

    Особенно обратите внимание на момент, когда камера "выходит" из машины. Снимали следующим образом: один человек вначале ехал в машине и снимал, а когда машина остановилась и водитель начал выходить, он просто передал ее в руки человеку на улице и тот продолжил снимать кадр.

    Обратите внимание на то, что камера почти не трясется. Это работа стабилизатора. Все кадры снимали с одного дубля& Смотрите в HD:

    5. Рисование светом

    В фотоаппарате куча функций, пресетов, процессов и всего, что пожелаешь. На мой взгляд даже слишком много. Фотоаппарат не должен брать на себя функцию лайтрума.

    Отдельно хочу рассказать про фишку съемки рисования светом. Если раньше световые картины надо было снимать в абсолютно темных условиях, то сейчас это уже не обязательно. Фотоаппарат делает серию кадров. Он запоминает первый кадр, а из каждого последующего берет только новые светлые участки и накладывает их на предыдущие.

    Помню на Мальдивах я заставлял семью сидеть по 30 секунд неподвижно, пока сам судорожно бегал сзади с фонариком и рисовал слово Мальдивы. Естественно, за 30 секунд они размазывались. Здесь мы снимали кадр 5 минут, но человека в кадре осветили один раз, так что он получился абсолютно резким.

    в конце поста еще несколько удивительных картин, нарисованных светом.

    6. Батарейка

    Тут, конечно, полный провал. Не знаю, как в остальных беззеркалках, но батарейки хватает часа на 4 всего. То есть, надо брать с собой на день как минимум одну, а лучше 2 запасные батарейки.

    7. Аксессуары.

    К камере будет доступна полная линейка аксессуаров, начиная от подводного бокса и вспышки, до огромного количества сменной оптики.

    8. Качество снимков

    Я вначале все снимал в raw-формате и, по привычке, хотел все фотографии обработать, но столкнулся с двумя проблемами. Во-первых, камера еще слишком новая и Lightroom не понимает ее файлы и не может их импортировать. Во-вторых, если я покажу обработанные фотографии, то это будет не очень честно.

    Поэтому все фотографии в этом и следующем посту - это джипеги, полученные напрямую из камеры, без какой-либо обработки (я всего лишь кое-где поправил горизонт).

    Смотрите и судите сами

    7. Выводы

    Фотоаппарат Olympus OM-D E-M5 Mark II - это безусловно прорыв в беззеркальных фотоаппаратах, но по качеству снимков он пока не дотягивает до fullframe зеркалок, так что решайте сами, что для вас важнее - вес и удобство или качество картинки.

    Ну а теперь, собственно, примеры фотографий.

    Режим 40 мегапикселей. Снято со штатива. Книжечка была очень маленькой по размеру. Если полностью увеличить кадр, то можно с легкостью читать, что в ней написано:

    Все снимали сто штатива:

    А это рядом висело. Вообще Olympus сравнивает себя с Sony и Fuji, а к Кэнону и Никону относится пренебрежительно, как к не придумывающим ничего нового и проигравшим сражение. Тут, я, конечно, с ними не согласился:

    Момент съемки фильма. Как раз, когда камеру передавали:

    А это кадр, сделанный во время съемки видео. У него другой формат:

    В этих туннелях бегал Том Круз в Миссии Невыполнима:

    Яркий прожектор в конце туннеля. Картинка была очень красивой:

    По этому туннелю я бежал с камерой на вытянутой руке за героями ролика. Надо признать, что картинка почти не трясется:

    А тут камера не успела перестроиться на быстрое движение и актер немного размазался:

    Мы снимали на старой водонапорной станции. Она уже давно не работает, но все механизмы остались:

    В одной из комнат выставили свет, напустили тумана для объема и предоставили в наше распоряжение двух моделей:

    Снимали в двух локациях: наверху, где было посветлее, и внизу, в свете тусклых фонарей. Тут камера не очень хорошо справилась с заданием. Лицо все выжжено, тени провалены. Но при этом картинка резкая, хотя выдержка всего 1/13 секунды. Это работа стабилизатора:

    Тут получше. Здесь я использовал экспокоррекцию -2,3 стопа, чтобы вытянуть фактуру на лице. Тени при этом ушли безвозвратно:

    Вернулся наверх:

    Общий вид комнаты со световой схемой:

    Самым зрелищным было рисование светом. Всех выстраивали в шеренгу со штативами и выдавали шапки - в подвалах было прохладно:

    Рабочий инструмент художников:

    В следующем посту я покажу фотографии с прогулки по Праге, сделанные на этот фотоаппарат, так что вы сможете оценить качество картинки в обычных городских условиях. Stay Tuned!

    Серия беззеркальных камер Olympus OM-D стала по-настоящему популярной среди потребителей всего мира. В настоящий момент в данной серии выделяется 3 линейки моделей – профессиональная E-M1 mark II, полупрофессиональная E-M5 MarkII и камера для продвинутых фотолюбителей E-M10 Mark II. Но настало время смены поколений, и в новом витке, судя по всему, в Olympus решили более четко позиционировать камеры. Например, E-M10 Mark II не так сильно отличалась от E-M5 Mark II, и если вам не нужны были такие опции как пыле-влагозащита, HiRez режим, более эффективный стабилизатор, то можно было смело брать E-M10 Mark II, она полностью бы удовлетворила все потребности даже в полупрофессиональном использовании. А вот E-M10 Mark III позиционируется уже как камера для начинающих фотографов, можно предположить, что в чем-то её упростили, а вот стало ли от этого хуже – давайте попробуем разобраться в данном обзоре.

    Технические характеристики

    Общие параметры
    Число эффективных пикселей - 16.1 млн;
    Физический размер - 17.3 x 13.0 мм;
    Минимальная чувствительность (ISO) - LOW;
    Максимальная чувствительность (ISO) - 25600;
    Скорость съемки – 8,6 кадр./сек механический затвор;
    Видоискатель и ЖК-экран
    Видоискатель - электронный;
    Число пикселов видоискателя - 2360000;
    Диагональ ЖК- экрана - 3";
    Тип ЖК- экрана - откидной, сенсорный;
    Число пикселов ЖК- экрана - 1040000;
    Выдержка
    Механический затвор - 1/4000 - 60 сек;
    Электронный затвор - 1/16000 - 30 сек;
    Тип затвора - затвор в фокальной плоскости с компьютерным управлением;
    Стабилизатор изображения
    Тип - сдвиг сенсора;
    Эффективный диапазон компенсации - До 4 шагов EV ((CIPA));
    Система фокусировки
    Метод - контрастная система;
    Область фокусировки - 121 зон;
    Система записи видео
    Формат записи - MOV(MPEG4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG);
    Режим стабилизации изображения - да, сдвиг сенсора;
    Качество видео 4К, FullHD, HD;
    Wi-Fi – есть, просмотр, управление камерой.

    Упаковка и комплектация

    Тестовый экземпляр не снабжен ни красивой коробкой, ни полной комплектацией. А вот в магазине вам достанется камера в большой красивой коробке, в комплект с камерой вы найдете:
    BLS‑50 Аккумулятор
    BCS‑5 Зарядное устройство
    Крышка корпуса Микро 4/3 (ВС‑2)
    USB кабель
    Инструкция
    Гарантийный талон
    Данный комплект характерен для варианта поставки «только тушка», также камера продается в комплекте с одним или двумя объективами:
    - M.ZUIKO DIGITAL ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake;
    - M.ZUIKO DIGITAL 14‑42mm 1:3.5‑5.6 II R;
    - Дабл-кит M.ZUIKO DIGITAL ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake (Черный) + M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:4.0‑5.6 R (Черный).
    Сама камера доступна в двух цветовых вариантах - серебристый и черный.

    Внешний вид

    Внешний вид камеры изменился незначительно. Все узнаваемые черты как линейки OM-D, так и предшественника сохранились, претерпев лишь незначительные косметические изменения. Так, например, линия хвата на лицевой части стала более удобной – чуть больше и с небольшим изгибом. Держать камеру без дополнительной ручки стало определенно удобнее. А вот от самой дополнительной ручки отказались, официально её для E-M10 Mark III нет, но опять же, за счет большего наплыва и другой формы, возможно, никакая дополнительная ручка вам и не понадобится.

    А вот с элементами управления произошло больше всего изменений. На первый взгляд, расположение кнопок и колес управления осталось тем же, но изменилась их форма и частично выполняемые функции. Обратите внимание на изменившееся колесо выбора режимов – оно стало более аккуратным, изменился список доступных режимов работы камеры. Кнопка с красной точкой запускает (и останавливает) видеозапись. Fn2 – программируемая кнопка, по умолчанию отвечает за включение цифрового телеконвертера. В режиме просмотра Fn2 включает\отключает защиту снимков от удаления. Fn1, на выступе задней панели, также настраиваемая кнопка, исходное действие - блокировка экспозамера и автофокуса.

    В переднем колесе расположена кнопка спуска затвора, полунажатие отвечает за фокусировку, а полное нажатие - экспонирование.
    Больше всего изменились кнопки навигации, если раньше они все отвечали за перемещение точки фокусировки, то теперь им жестко прописаны функции, а для изменения точки фокусировки сначала надо нажать кнопку влево и только потом переключать в нужном направлении.

    В остальном внешний вид не претерпел изменений. Камера оснащена встроенной вспышкой, стереомикрофонами для записи видео (отдельно микрофонного входа не предусмотрено). Аккумуляторная батарея используется такая же, как и в прошлой модели, что несомненно является большим плюсом.





    Электронный видоискатель один из лучших на рынке в настоящий момент. Разрешение 2.36 миллиона точек, но увеличение чуть меньше чем у флагманской модели. Картинка в видоискателе не кажется маленькой, более того, по факту она крупнее, чем во многих зеркалках.
    E-M10 Mark III оснащается таким же откидным дисплеем, как и прошлая модель. Дисплей сенсорный, можно выбирать точку фокусировки, снимать прикосновением, изменять настройки, а в режиме просмотра вы можете листать фотографии смахиванием в стороны или увеличивать\уменьшать изображение привычными жестами – щипком, как на смартфонах.



    Сохранилась в камере функция «Тачпад АФ» - при визировании по видоискателю вы можете движением пальца по дисплею перемещать точку фокусировки. Причем в данной камере реализация этой функции практически идеальная, зона фокусировки оказывается точно там, куда вы её вели, она не перескакивает в последний момент и нет резких скачков. Из одного края экрана в другой зона переводится за один прием.

    Небольшие изменения произошли и в режиме просмотра отснятых снимков. Например, в режиме просмотра стрелки вверх\вниз позволяют быстро перескакивать на 10 кадров вперед или назад, а зажатие кнопок влево\вправо позволяют включить ускоренное воспроизведение кадров, получается практически фильм.
    Отображение информации на дисплее не изменилось, отдельные элементы и стиль отображения можно настроить в меню камеры. При нажатии на кнопку ОК на дисплей выводятся пункты экранного меню. Возможно два варианта отображения настроек – столбец+строка или SCP. Столбик справа – список параметров, строка внизу – возможные значения параметра. В режиме SCP появляется полупрозрачная панель с перечислением всех основных параметров съемки. Переключаться между параметрами можно с использованием сенсорного экрана, колесом управления (прокручивается по кругу) или кнопками навигации. Выбор параметров - вторым колесом, либо стрелками навигации. Но в таком случае необходимо предварительно подтвердить выбор параметра кнопкой ОК. Из нововведений в камере – теперь практически все значения параметра помещаются на одной странице, прокручивающегося списка нет. С одной стороны, это плюс – вы видите все доступные значения параметра, а с другой минус – часть значений параметров переехало в другие меню, а от части совсем отказались.

    Сборка, как и используемые материалы, на высшем уровне – используется качественный пластик и металл, при этом ничего не скрипит и не люфтит. Основные изменения в камере находятся внутри, причем по большей части в программной составляющей. Если посмотреть на аппаратную начинку камеры, то номинально матрица осталась той же, что не исключает улучшение в её работе, но 21 Мп матрицу от флагманской единички сюда не поставили. А вот процессор установлен такой же, как в E-M1 Mark II - TruePic VIII (4 ядерный CPU + 4 ядерный процессор для обработки изображения). Также в камеру перекочевала новая система организации меню управления из флагманской модели, причем с несколькими изменениями. Так, например, появилась новая кнопка – быстрый доступ, нажатие которой открывает выбор основных настроек в зависимости от выбранного режима съемки. А на диске выбора режимов съемки появился новый режим – АР (расширенный режим съемки). Режим АР предоставляет быстрый доступ к продвинутым режимам съемки, а также возможность выбора параметров съемки данных режимов без долгих копаний в системном меню.



    Логика меню настроек камеры немного поменялась, впервые подобное меню было представлено во флагмане Olympus E-M1 mark II. Отличия от флагманской камеры только в том, что в E-M10 Mark III меньше функций. Плюс ко всему, из-за позиционирования камеры как для новичков в фото, для части опций выбор значительно сузился. Например, вы не можете назначить на кнопки fn выбор ИСО, да он назначен на одну из кнопок навигации, но переназначить её нельзя. В E-M10 Mark II практически все кнопки можно было переназначить так, как вам этого хочется, в E-M10 Mark III выбор сильно меньше. Хорошо это или плохо - вопрос другой, с учетом позиционирования камеры и изменения логики меню (стало логичнее и проще), наверное, это неплохо.

    Кнопка называется «AP» (быстрый доступ), позволяет открыть настройки конкретного режима или сменить тип съемки при выборе Расширенных режимов съемки или Сцен. Это удобно, но тем, кто уже не первый год пользуется камерами Olympus, придется немного переучиться. Например, я очень долго искал как включить режим 4к видео. Если следовать той логике, которая была ранее, то вы не найдете подобного режима. Все оказалось до безобразия просто: в режиме видеосъемки надо нажать кнопку «быстрый доступ» и тогда можно выбрать из 4 типов видеосъемки – 4к видео, стандартная съемка, клипы и замедленная съемка.



    Самым большим минусом, а возможно просто недоработкой, является вынос беззвучного режима затвора (электронный затвор) в отдельный режим в "Расширенных режимах". Причем теперь он работает только в автоматическом определении параметров съемки. Выбрать электронный затвор в режимах PASM теперь невозможно. На первый взгляд это может показаться не столь серьезным недостатком, вот только попытка снять таймлапс выльется в значительное сокращение ресурса затвора камеры. Остается призрачный шанс, что это просто недосмотр или недоработка, и в грядущих обновлениях прошивки этот момент исправят.

    Еще одним упрощением в камере является отсутствие удаленного управления вспышками. Но конкретно по данному функционалу горевать не стоит, если я его использовал, то не чаще одного-двух раз в год. Режим довольно специфичный, как минимум потому, что далеко не у всех есть вспышки с поддержкой удаленного управления от Олимпус. А вот сама встроенная вспышка осталась без изменений.

    Автофокусировка

    Для выбора зоны фокусировки необходимо нажать клавишу «Влево», далее передним диском можно выбрать размер зоны (одна зона, блок 3 на 3 зоны или все 11х11=121 зона), задним диском переключается режим распознавания лиц, а кнопками навигации можно перемещать зону фокусировки. Режим распознавания лиц немного упростили, теперь есть только два режима - «просто включено», либо использовать интеллектуальную функцию распознавания ближнего глаза.


    В сравнении с прошлой моделью, автофокус стал значительно быстрее, по ощущениям он если и медленнее флагмана E-M1 Mark II, то не сильно. Основная заслуга в подобной скорости автофокуса остается за процессором, фазовых точек в данной камере нет - это остается прерогатива флагманской тушки. И если к однократному режиму фокусировки вопросов не возникает, то вот следящий режим и режим трекинга хоть и стали работать лучше, но до совершенства еще далеко. В E-M1 Mark II следящий автофокус значительно лучше за счет наличия фазовых точек фокусировки.

    В целом скорости автофокуса достаточно даже для довольно сложных условий, например, съемка любительского хоккея. Кадры, подобные тому, что ниже на Ем-10 II давались сложнее, не всегда камера успевала сфокусироваться на нужном моменте, в E-M10 Mark III вы точно уверены в результате.

    https://img-fotki.yandex.ru/get/370846/128988505.62/0_18cf94_3d7fcad9_L.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/894110/128988505.62/0_18cf95_a9b97791_L.jpg

    https://img-fotki.yandex.ru/get/894110/128988505.62/0_18cf96_9683e982_L.jpg

    https://img-fotki.yandex.ru/get/16184/128988505.62/0_18cf97_f9e8dc4_L.jpg
    https://img-fotki.yandex.ru/get/508911/128988505.62/0_18cf98_330974b1_L.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/894110/128988505.62/0_18cf99_f22b9af2_L.jpg

    В E-M10 Mark III появилось небольшое нововведение в системе автофокуса. При выборе однократной фокусировки (S-AF) и всех зон сразу, работает Cluster Display - при полунажатии на дисплее отображаются области, на которых идет фокусировка. Что-то подобное есть в E-M1 Mark II в режиме постоянной фокусировки, а в E-M10 Mark III только для однократной фокусировки. Во многих случаях данный режим оказывается очень удобным в использовании. Примеры выше, с хоккея, сняты как раз подобным образом. Камера практически всегда правильно определяет главный объект съемки, а подобная индикация сработавших зон наглядно показывает, что будет в фокусе, и позволяет быть уверенным в итоговом снимке.

    Продвинутые режимы съемки

    Новый режим на селекторе обозначается «АР» - съемка в расширенном режиме фотосъемки. В нем собрали все расширенные режимы съемки. Кстати, аналогов многим из них до сих пор ни у одного из других фотопроизводителей нет.


    К подобным режимам относятся:
    - Коллаж в реальном времени, это LiveComposite в более привычных именованиях;
    - Live TIME – контроль экспозиции во время съемки на длинных выдержках;
    - Мультиэкспозиция;
    - HDR;
    - Беззвучный – режим электронного затвора;
    - Панорама (но склейка панорамы только на компьютере);
    - Коррекция трапециевидных искривлений;
    - Автоматический Брекетинг экспозиции;
    - Брекетинг фокусировки.

    Для переключения между данными режимами необходимо нажать кнопку «быстрый доступ» (рядом с рычагом включения). Все эти режимы уже не раз обговаривались, и повторяться я не буду. Только пара слов о беззвучном режиме. Беззвучный режим - это полностью бесшумная съемка. Отключается подсветка автофокуса и звуковое подтверждение фокусировки, и, естественно, включается электронный затвор. Проблема только в том, что камера работает только в автоматическом режиме, вручную установить настройки выдержки\диафрагмы нельзя.

    Съемка в режиме сюжета (режим SCN)
    Здесь собраны все сюжетные автоматические режимы. Если вы только начинаете свое знакомство с фототехникой, то можно обращаться к данным программам - результат будет лучше, чем просто съемка в автоматическом режиме. Отдельные режимы присутствуют как в сценах, так и в расширенных режимах съемки. Разница в них в том, что сценические режимы полностью автоматические, а в расширенном режиме съемки вы по-сути снимаете в полуавтоматическом режиме "Р", что дает вам возможность выбирать параметры съемки, пусть и ограниченно.


    Стабилизация
    В настройках стабилизатора изображения мы видим небольшое упрощение настроек, теперь стабилизацию можно либо полностью выключить, либо включить интеллектуальный режим работы стабилизатора. Подобный режим работы появился как опция в прошлой десятке, и он отлично себя зарекомендовал, направления движения, если оно есть, автоматически распознается и при необходимости включается стабилизатор только по горизонтали или вертикали. Стабилизатор при видеосъемке может использовать только сдвиг матрицы, сдвиг + цифровая стабилизация или его можно просто отключить.
    Для фоторежима стабилизатор изображения может включаться только в момент съемки или при полунажатии спуска, т.е. при фокусировке, но подобный режим тратит больше энергии. Эффективность стабилизатора доказана ни раз, более того, он вызывает привыкание. Например, снимать на 90 мм ЭФР при выдержке 1/50-1/60 секунды - это очень легкая задача для камеры, брак если и есть, то от движения модели, а не по вине камеры. Снимая в аналогичных условиях на другую камеру, не оснащенную стабилизацией, я получил почти 80% бракованных кадров из-за смаза.
    90 мм ЭФР, ИСО 200, f/2.0, 1/50:
    https://img-fotki.yandex.ru/get/892702/128988505.62/0_18d178_135def36_XL.jpg

    24 мм ЭФР, ИСО 200, f/4.0, 1/3:

    Кадр:
    https://img-fotki.yandex.ru/get/893904/128988505.62/0_18d3f3_35a56964_L.jpg
    100% кроп:
    https://img-fotki.yandex.ru/get/480528/128988505.62/0_18d3f2_46bf6352_L.jpg

    50 мм ЭФР, ИСО 200, f/2.0, 1/10:

    Кадр:
    https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/128988505.62/0_18d40f_9aaa7b2b_L.jpg
    100% кроп:
    https://img-fotki.yandex.ru/get/27460/128988505.62/0_18d40e_1173de65_L.jpg

    Качество фотографий

    Прорыва в качестве фотографий ожидать не стоит. В камере используется та же 16 Мп матрица, как и в прошлой модели, поменялся только процессор. Да, можно ожидать небольшого улучшения качества фотографий за счет совершенствования технологий, нового процессора, улучшения программной обработки и т.д. Но в любом случае это будет эволюция, а не революция. Отсутствие низкочастотного фильтра на матрице еще в прошлой модели обеспечивало практически попиксельную резкость, и E-M10 Mark III не стала исключением. За счет наличия стабилизатора в камере достигается отсутствие микросмазов, что положительно сказывается на детализации. Каких-то артефактов или непонятных засветок в камере не выявлено.

    Тест ИСО
    Камера установлена на штатив, задержка спуска 2 секунды для избегания эффекта шевеленки от нажатия кнопки спуска. Матричный экспозамер, режим приоритета диафрагмы, f/5.6. Снимки сохранялись в RAW + Jpeg максимального качества. Также отдельно было проведено тестирование ИСО из RAW снимков. В качестве конвертера использовался Lightroom последней версии. К снимкам не применялись никакие настройки или коррекции. Проявка всех RAW с дефолтными настройками. В качестве оппонентов выступили две камеры Olympus – EM-10 mark II и FujiFilm XT20.
    https://img-fotki.yandex.ru/get/894110/128988505.61/0_18c7c0_b630b02d_XL.jpg

    В сравнении с прошлой моделью есть небольшой прогресс по шумам, примерно 0,5 стопа, но без смены матрицы чего-то более серьезного ожидать и не стоит. С повышением ИСО цвет не плывет, детализация сохраняется, по ощущениям среди трех камер у E-M10 Mark III с детализацией даже на высоких ИСО дела обстоят лучше всего. У каждого свой приемлемый уровень шумов, для меня главное не столько количество шума, как то, чтобы камера сохраняла правильный цвет и высокую детализацию. В данном случае ИСО до 3200 полностью рабочее, 6400 в определенных обстоятельствах, и с небольшим шумоподавлением, также вполне рабочее.
    Примеры реальных снимков на высоком ИСО:
    ИСО 6400
    https://img-fotki.yandex.ru/get/893904/128988505.60/0_18b3a9_e9fe44f6_XL.jpg

    На ИСО 200 - 1600 отлично тянутся тени, вытянуть 2 стопа экспозиции не проблема, при этом уровень шума увеличивается не значительно, цвета не плывут. Выше ИСО 3200 по экспозиции лучше не промахиваться, при попытке вытягивания на таких ИСО будет заметное повышение шума.

    Исходный кадр:
    https://img-fotki.yandex.ru/get/880375/128988505.62/0_18d3f5_75a3289b_L.jpg
    +2 EV, кроп:
    https://img-fotki.yandex.ru/get/9058/128988505.62/0_18d3f4_422b0701_L.jpg

    Видеосъемка

    E-M10 Mark III вторая из камер Olympus, у которой появилась поддержка 4к видео. Доступны и остальные форматы – FullHD до 60 кадров в секунду, а при HD разрешении доступна высокоскоростная съемка 120 кадров в секунду.
    При выборе на селекторе режима видео камера предлагает выбор из 3 режимов:
    - 4к – съемка в формате 4к 24\25\30 кадров в секунду;
    - Стандарт - съемка в FullHD разрешении 24\25\30\50\60 кадров в секунду;
    - Клипы - Создание одного видеофайла, включающего несколько коротких видеороликов;
    - Высокоскор. – Запись видеороликов с замедленным движением. Видеоматериал, отснятый при 120 кадрах в секунду, воспроизводится со скоростью 30 кадров в секунду.
    качество эквивалентно .

    4к видео, перефокусировка по полунажатию кнопки затвора:

    4к видео, постоянный автофокус:

    Перефокусировка в режиме постоянного автофокуса плавная, без рывков. Да, она не моментальная, но скорость перефокусировки достаточная для большинства сценариев, а плавная перефокусировка очень приятно смотрится на итоговом видео.

    FullHD постоянный автофокус:

    В режиме «Стандарт» доступны различные видеоэффекты, в 4к подобные манипуляции недоступны. Из приятных изменений – теперь параметры съемки можно менять колесами управления прямо во время записи видео, ранее это можно было сделать только через сенсорный экран, и только указанием экспокоррекции. Длительность записи во всех режимах (кроме клипов) ограничена 30 минутами.

    Автономная работа

    В камере используется тот же тип аккумуляторов, что и ранее - BLS‑50. Но, несмотря на это, камера стала работать дольше своей предшественницы. Причем довольно ощутимо – примерно на 30%. Например, на E-M10 Mark II одного аккумулятора хватало на видеосъемку 3 периодов по 15 минут чистого времени любительского хоккея (стабилизатор включен). От той же самой батарейки E-M10 Mark III работает на 1,5 периода дольше. В технических характеристиках указано – «приблизительно 330 кадров (50% с Live View) (при использовании батареи BLS‑50 и карты TOSHIBA SD со включенным стабилизатором изображения, на основании стандартов тестирования CIPA)», но в реальных условиях у меня нередко выходило и по 800 кадров на одном заряде.

    Выводы

    Обновление в лице E-M10 Mark III вышло довольно противоречивым. С одной стороны, используется все та же 16 МП матрица, не смотря на наличие у производителя новых 21 МП матриц, часть функций и возможностей пошли под нож совсем или использование их, как в случае с электронным затвором, довольно затруднительно. Но с другой стороны, в камере установлен новый и самый мощный на данный момент процессор, благодаря чему скорость автофокуса серьезно подросла, измененная логика меню и новые элементы управления стали более логичней и понятнее. Также приятно изменилась эргономика камеры – тут нет никаких радикальных изменений, все улучшено по мелочи, но это привносит совершенной иной опыт общения с камерой.
    Изменилось позиционирование камеры, если раньше E-M10 Mark II предназначалась увлеченным фотолюбителям, то E-M10 Mark III позиционируется для новичков. И если смотреть на камеру с этой точки зрения, то многое становится на место. Для новичков это отличная камера с дружественным и понятным меню, с вынесенными в отдельный режим продвинутыми функциями и удобным доступом к настройкам этих самых функций. Да, есть определенные вопросы по электронному затвору, будем надеяться, что в будущих прошивках данный момент производитель исправит. Но в остальном это отличная камера с большим набором возможностей, способная стать отличным инструментом в руках как начинающего фотографа, так и продвинутых любителей фотографии.