Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Сущность и характерные черты современного менеджмента. Менеджмент: сущность и характерные черты

    Сущность и характерные черты современного менеджмента. Менеджмент: сущность и характерные черты

    Характерные черты современного менеджмента

    Традиционное определение менеджмента "управлять - это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками которой являются:

    изменения в характере современного менеджмента, который, с одной стороны, превращается в интегрированный процесс, объединяющий все вышеуказанные функции, а с другой стороны, приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента - маркетинговый менеджмент, инновационный, бюджетный и др.;

    появления ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных внутренних ресурсов менеджера и человеческого капитала организации, интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, влияние менеджера на имидж своей организации;

    нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, которые приобрели турбулентный характер, вынуждают менеджеров самостоятельно постоянно реорганизовывать и изменять свои цели;

    внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, процессу;

    радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством: никто не должен "управлять людьми"; задача - вести людей за собой; цель - сделать продуктивными специфические сильные стороны личности и знания каждого индивида;

    качественно новый вид децентрализации управления, создающей максимальную свободу менеджеру-преобразователю, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;

    новые интеллектуальные факторы современного управления, проявляющие себя в изменении уровня квалификации кадров менеджеров, используемых ими новых методах планирования и новых высоких информационных технологиях и технических средствах (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, Интернет);

    фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.

    Этапы развития современного менеджмента

    В своем развитии менеджер проходит девять основных этапов. Эти этапы подобны лестнице - чтобы пройти на следующую ступень, необходимо полностью завершить предыдущую. При этом этап, на котором мы смогли закрепиться, станет основой, базисом для следующего шага менеджера и его команды.

    На каждом этапе менеджеру приходится проводить ревизию своих привычек, людей в своем окружении и избавляться от тормозящих его путь к цели. Это нелегкая, но необходимая часть работы менеджера, чтобы достигнуть следующего уровня развития.

    Итак, рассмотрим основные этапы развития менеджера и его команды:

    1. Множество суетливых и часто бесполезных действий. Менеджер пытается доказать себе и окружающим его людям, что он настоящий руководитель. Это начальный этап.

    2. На следующем этапе менеджер начинает лично участвовать во всех делах фирмы. За этот период он должен досконально изучить все нюансы работы компании. Теперь он начинает подтверждать свой статус руководителя.

    3. Отход от управления людьми и начало управления ролями. Этап обезличивания и бюрократизации. Максимально исключается человеческий фактор. Управляем не конкретными людьми, а процессами.

    4. Стандартизация выполнения приказов подчиненными. Необходимо сформировать опыт выполнения типичных приказов. Это выполнение должно стать привычным и автоматическим, на уровне команд.

    5. На этом этапе часть подчиненных начинает пытаться использовать установленные руководителем правила игры против него самого. Начинает затягивать рутина. Руководитель начинает использовать нестандартные, нешаблонные решения, которые часто становятся совершенно неожиданными для сотрудников, но от этого не теряют своей эффективности.

    6. Команда сформирована. Необходимо проверить ее на прочность. Ликвидируются мелкие отклонения и недоработки. Поиск возможных проблем и формулировка ответных действий всех членов команды.

    7. Обучение команды. Поиск и регламентация решений по ликвидации проблемных мест организации. Цель - однажды заданный вопрос о возможных действиях при проблеме должны перестать задавать.

    8. На этом этапе руководитель перестает формулировать возможные решения. Это становится прерогативой подчиненных. Запрет на обращение к менеджеру за ответами на вопрос или проблему. Подчиненный должен сам найти варианты решений, а руководитель только выбирает наиболее эффективные из них.

    9. Превращение руководителя в легенду. Его мало кто видит из подчиненных, но все знают, что он есть. И одно это является стимулом для их эффективной работы.

    Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания:

    Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

    Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

    В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

    В четвертых, менеджмент -- это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности, и использование маркетингового подхода в менеджменте.

    В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

    Менеджмент как наука и практика управления. Научной (теоретической) базой менеджмента является общая теория управления, общая теория систем, исследования и достижения в области математики, включая количественные методы исследования операций и моделирование, психология, социология, информатика, инженерные и экономические науки.

    Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.

    Наука об управлении получила развитие в трудах утверждённых и отечественных ученых. Однако, в реальном управлении предприятием фигура ученого эксперта, не так ответственна и важна, как фигура руководителя, владеющего в совершенстве научными основами управления и осуществляющего его на практике как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и пазового знания в этой области увеличивает способности добиваться нужных результатов в практической деятельности.

    В то же время важно понять, и на это нацелено изучение нашего курса, что менеджмент является самостоятельной областью, являющейся по существу меж дисциплинарной областью, которую в международной практике принято называть «управленческой мыслью». Управленческая мысль сочетает в себе науку, опыт, талант, «ноу-хау» и владение управленческим искусством. Эволюция управления в 20м веке как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы управления, заключающейся в получении желаемых результатов основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию, услуги и использующих определенные ресурсы. Менеджмент как организация управления предприятием при обеспечить эффективное управление любыми видами хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) или решение социальной задачи (задач).

    Достижение конечных результатов (целей) предприятия предполагает преобразование ресурсов (капитал, материальные ресурсы, технологии, информация, трудовые ресурсы) и осуществление различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Такое понятие менеджмента соответствует пониманию внутрифирменного управления при рассмотрении общих принципов и конкретных методов, механизмов и технологий реализации практических задач управления предприятием, корпорацией.

    Менеджмент как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления предприятием как непрерывную цепь разрешения конкретных проблем в осуществлении его хозяйственной деятельности. При этом любая ситуация, возникающая в процессе управления, является конкретной задачей для руководителя менеджера и требует от него принятия решения (в том числе в отношении целей и программы действий по их достижению). Это касается всех уровней управления. Управляемый объект (предприятие или его самостоятельное подразделение) имеет внешнюю среду, к состоянию которой он должен адаптироваться на основе установления обратных связей. Всякое управленческое решение определяет результат установления конкретной обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды (или другими подразделениями внутри предприятия). При этом принятие решения менеджерами всех уровней должно быть регламентировано соответствующими организационными полномочиями, определяемыми конкретной структурой управления. Управленческие решения принимаются на основе информации, полученной и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и предусматривает конкретные меры контроля его исполнения. Анализ информации, принятие на его основе управленческих решений и обеспечение реализации этих решений составляет общую технологию менеджмента.

    Системный подход к изучению менеджмента как системы управления предприятием требует ее изучения:

    Во-первых, в статике и динамике;

    Во-вторых, в рамках глобальной и локальной деятельности;

    В-третьих, на текущий момент и на перспективу. Это находит отражение в формулировке целей, методов их достижения, организационной структуре управления и определении функционирования предприятия как управляемого объекта.

    Менеджмент включает экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.

    Экономический аспект имеет своим содержанием управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

    Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала предприятия для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

    Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антимонопольное законодательство, налоговую политику и пр.

    Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для решения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное планирование и проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения целей, мотивацию людей, осуществляющих эту работу.

    Менеджмент в зависимости от видов и последовательности действий можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.

    СТРАТЕГИЧЕСКОЕ управление включает: выработку целей организации; прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов; перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.



    ОПЕРАТИВНОЕ управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер. Эта деятельность подразделяется на: а) организацию как создание нужной структуры и обеспечение наличия необходимых ресурсов; б) руководство как распорядительство и координацию в условиях созданной структуры.

    КОНТРОЛЬ включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

    Эффективный менеджмент предполагает единство всех стадий процесса управления как единство экономического, правового, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

    Профессия менеджера

    Понятие «менеджер» в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления, многовариантных расчетов с использованием компьютерной техники.

    Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

    1) к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

    2) к руководителю предприятия в целом или его подразделений;

    3) к руководителю по отношению к подчиненным;

    4) к администратору любого уровня, организующего работу, руководствуясь современными методами.

    Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

    К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности:

    Наличие общих знаний в области управления предприятием;

    Компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру своей деятельности;

    Владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно распределять ресурсы организации в наиболее выгодных сферах применения;

    Принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и рабочими и распределение участия каждого в их исполнении;

    Наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках, на которых уже работает или намеревается работать;

    Умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

    Умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенного спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и других странах, на рынках которых организация стремится усилить или удержать свои позиции;

    Знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

    Знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;

    Устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования организации.

    Современному менеджеру должны быть присущи как минимум следующие черты:

    Наличие комплекса специальных знаний, высокая компетентность и эрудиция;

    Предприимчивость, инициативность, умение творчески подходить к делу, способность к риску;

    Критический подход к существующему положению дел;

    Гибкость и рациональность мышления и действий;

    Открытость для дискуссии, свободного обмена мнениями;

    Логичность поступков, динамичность поведения;

    Умение общаться с людьми, способность обеспечить хороший морально-психологический климат в коллективе, творческое содружество, товарищеское взаимодействие;

    Ориентация на конкуренцию, свободу выбора и хозяйственного маневра;

    Компетентность, широкий кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний;

    Умение создавать условия для развития личности подчиненных, решения социальных проблем коллектива.

    Что должен уметь менеджер:

    1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции.

    2. Принимать эффективные управленческие решения.

    3. Руководить коллективом на уровне современных требований, быть лидером.

    4. Общаться, контактировать с людьми.

    5. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного.

    6. Находить выход их конфликтных ситуаций.

    7. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий.

    8. Подбирать, отбирать и обучать работников.

    9. Подчиняться и соблюдать субординацию

    10. Вести деловые переговоры.

    Эволюция менеджмента

    Формирование теории менеджмента начинается с конца Х1Х века. У истоков научного управления стояли Ф.Тейлор, Г.Форд, Г.Эмерсон и др. Их исследования положены в основу создания школы научного управления. Основной целью этой школы было решение проблем рационализации производства и труда для повышения его производительности и эффективности. В своих работах Ф.Тейлор стремился привнести в управление способы интенсификации труда, соответствия типов работников видам работ. Главная идея Тейлора заключается в том, что управление предприятием должно стать системой, основанной на научных принципах, должно осуществляться специально разработанными и проверенными методами.

    Для школы научного управления характерны следующие черты:

    Использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;

    Целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;

    Обеспечение работников ресурсами;

    Применение материального стимулирования.

    Зародившись в США, школа научного управления получила распространение и в Европе. Начали формироваться научные принципы организации управления. Наибольший вклад в развитие принципов управления внес французский ученый А.Файоль, являющийся основоположником классической или административной школы управления. Файоль определил основные функции менеджмента: техническая, коммерческая, финансовая, правовая, административная (кадровая). Он сформулировал пять элементов, составляющих каждую функцию менеджмента: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль. А.Файоль разработал четырнадцать принципов, применимых к любым сферам управления:

    1. Разделение управленческого труда.

    2. Власть, то есть полномочия и ответственность.

    3. Дисциплина.

    4. Единство распорядительства или единоначалие.

    5. Единство руководства.

    6. Подчинение личных интересов на производстве общим.

    7. Справедливость вознаграждения.

    8. Централизация и децентрализация.

    9. Скалярная цепь (линия власти).

    10. Порядок.

    11. Равенство и справедливость.

    12. Стабильность кадров.

    13. Инициатива.

    14. Корпоративный дух.

    Недостатком классической школы было ограниченное восприятие влияния человеческого фактора на производительность. Эту проблему решило появление школы человеческих отношений . Основоположниками этой школы стали М.Фоллет. Э.Мейо, Ф.Ротлисбергер. Выводами, к которым пришли представители это школы, было то, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Суть идей этой школы состоит в том, что сама работа, производственный процесс и чисто физические требования к рабочему имеют относительно меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение в процессе производства. Все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов.

    Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

    С развитием кибернетики, математических методов исследований, использования в управлении статистики, математики, инженерных наук возникла количественная школа или школа науки управления . Толчком к использованию количественной школы стало развитие ЭВМ, что позволило конструировать математические модели сложных организационных систем, которые в наибольшей степени отражают реальное состояние организаций.

    Характеристика школ менеджмента показывает, что значительное число выработанных ими принципов и методов применимы и к современным организациям с учетов изменений в организациях и усложнения процессов управления.

    Контрольные вопросы

    1. Что общего и отличного в понятиях «менеджмент» и «управление»?

    2. Что означает «хозяйственная самостоятельность организации»?

    3. Выделить основные этапы развития менеджмента.

    4. Назовите основные составляющие менеджмента.

    5. Что представляют собой основные цели и задачи менеджмента?

    6. Перечислите основные требования к менеджеру.

    7. Охарактеризуйте достижения школ менеджмента.

    Эффeктивнocть peшeний и paбoты вceгo пpeдпpиятия нaпpямyю зaвиcит oт cпocoбнocти eгo влaдeльцeв и yпpaвляющиx пpинимaть cвoeвpeмeнныe и oбocнoвaнныe peшeния.

    Знaчитeльнaя чacть pyкoвoдитeлeй в ycлoвияx быcтpo paзвивaющeйcя кoнкypeнции, нayчнo-тexничecкoгo пpoгpecca, a тaкжe нecтaбильнoй экoнoмичecкoй и пoлитичecкoй oбcтaнoвки пpиcпocaбливaютcя к cитyaции. Пpиcпocoблeниe opгaнизaции к oкpyжaющeй cpeдe являeтcя нeoтъeмлeмoй cocтaвляющeй ee cyщecтвoвaния в cвязи c тeм, чтo имeннo oт внeшнeй cpeды oнa пoлyчaeт pecypcы, нeoбxoдимыe для ee фyнкциoниpoвaния, тaкиe кaк cыpьe, paбoчaя cилa и кaпитaл. Ни oднa opгaнизaция нe мoжeт быть caмoдocтaтoчнoй, тaк кaк pecypcы являютcя чacтью пpиpoды, paбoтники - чacтью oбщecтвa, a кaпитaл - этo peзyльтaт взaимoдeйcтвия пepвoгo и втopoгo пoд влияниeм кyльтypы.

    Оpгaнизaция нe мoжeт cyщecтвoвaть oтдeльнo oт внeшнeй cpeды, тaк кaк пpoцecc ee фyнкциoниpoвaния имeeт cмыcл лишь в cлyчae, кoгдa peзyльтaты paбoты (пpoдyкция) бyдyт пpoдaны. Блaгoдapя этoмy opгaнизaция нe тoлькo oкyпaeт cвoи зaтpaты, нo и oбecпeчивaeт cyщecтвoвaниe paбoтникoв, взaимoдeйcтвyeт c пoтpeбитeлями, пocтaвщикaми и кoнкypeнтaми.

    Еcли cвязь пpeдпpиятия c внeшнeй cpeдoй paзpывaeтcя, тo oнo вcкope пpeкpaщaeт cвoe cyщecтвoвaниe: в pынoчныx ycлoвияx opгaнизaция пpeкpaщaeт opиeнтиpoвaтьcя нa pынoк и нa пoтpeбитeлeй.

    Нa пoтpeбитeлeй дoлжнa paбoтaть cвязь, инaчe peзyльтaт мoжeт быть тoлькo oдин - paзopeниe. Анaлoгичный peзyльтaт пocтигaeт фиpмy, кoгдa oнa пepecтaeт пpиcпocaбливaтьcя к oкpyжaющeй cpeдe.

    Пpeдпpиятию нeoбxoдимo paзвивaть cпocoбнocти aдaптaции к измeнeниям oкpyжaющeй cpeды, aктивизиpoвaть paбoтy мapкeтингoвoй cлyжбы.

    Пpeдпpиятиe, цeлью кoтopoгo являeтcя кaк минимyм yдepжaниe cвoиx пoзиций нa pынкe, дoлжнo paзpaбaтывaть дoлгocpoчныe (cтpaтeгичecкиe) плaны вcecтopoннeгo paзвития cвoeй дeятeльнocти.

    Эти плaны дoлжны включaть ocнoвныe мoмeнты oтнocитeльнo взaимoдeйcтвия opгaнизaции c oкpyжaющeй cpeдoй, пyти, пo кoтopым дoлжнo paзвивaтьcя пpeдпpиятиe. Они cocтaвляют ocнoвy тaктичecкoгo peшeния.

    В зaвиcимocти oт тoгo, кaк cтpoитcя взaимoдeйcтвиe opгaнизaции c внeшним oкpyжeниeм , выдeляют:

      opгaнизaции c мexaничecким типoм yпpaвлeния ;

      opгaнизaции c opгaничecким типoм yпpaвлeния .

    Хapaктepныe чepты мexaничecкoгo типa yпpaвлeния :

      кoнcepвaтивнaя, нeгибкaя cтpyктypa;

      чeткo oпpeдeлeнныe, cтaндapтизиpoвaнныe и ycтoйчивыe зaдaчи;

      coпpoтивлeниe измeнeниям;

      влacть пpoиcтeкaeт из иepapxичecкиx ypoвнeй и из пoзиции в opгaнизaции;

      иepapxичecкaя cиcтeмa кoнтpoля;

      кoмaндный тип кoммyникaций, идyщиx cвepxy вниз;

      coдepжaниe кoммyникaций: pacпopяжeния, инcтpyкции и т. п.

    Хapaктepныe чepты opгaничecкoгo типa yпpaвлeния :

      гибкaя cтpyктypa;

      динaмичныe, нe жecткo oпpeдeлeнныe зaдaчи;

      гoтoвнocть к измeнeниям;

      влacть бaзиpyeтcя нa знaнии и oпытe;

      caмoкoнтpoль и кoнтpoль кoллeг;

      мнoгoнaпpaвлeннocть кoммyникaций.

    1.3. Личность и коллектив.

    Под личностью понимается устойчивая система взаимосвязанных социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно и сознательно действовать . Таким образом. Первым свойством личности является тесная взаимосвязь всех ее сторон; вторым - активная деятельность , направленная на познание мира; третьим - устойчивость , позволяющая прогнозировать поведение человека.

    Личностные качества формируются под влиянием природных свойств - физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п.

    Личность имеет направленность, которая обеспечивает независимо от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя.

    Направленность способностей бывает технической, организационной, педагогической и пр.

    Принято считать, что способности, как склонность к тому или иному виду деятельности, даются человеку от природы. На самом деле таковыми психологическим феноменом являются задатки, которые превращаются в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате развития и саморазвития.

    По диапазону способности классифицируются по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность .

    Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешно деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц. Обычно она проявляется в наличии возможности что-то улучшать, совершенствовать. Талант представляет собой задатки, реализуемые через творчество, создание нового, необычно. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда ее обладатели создают новые идеи, а результаты творчества имеют общеисторическое значение.

    Способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

    Степень развития способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование создает определенную базу.

    Хорошее знание и понимание руководителем этих мотивов, а также разновидностей темперамента, типов характера, факторов, влияющих на поведение людей, открывает дорогу успешному управлению подчиненными. Знание личности помогает руководителю в предсказании поведения сотрудников, эффективном использовании кадрового потенциала.

    В управленческой иерархии индивид имеет роль, которая характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от него в соответствии с психологическими особенностями. Роль диктует правила поведения ее носителя и делает предсказуемыми поступки.

    Статус - это оценка окружающими личности индивида и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей. Он бывает формальным и не формальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй - личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.

    Статус личности связан со служебным положением, отражающим ее место в профессионально-должностной иерархии. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Статус бывает формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет.

    Люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы. Чтобы группа считалась коллективом, у всех ее членов должна быть общая цель. Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем каждого его члена.

    Взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека в отдельности. На его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда, и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизирующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность их деятельности. А также создаются условия успешно решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

    В рамках коллектива удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений.

    Коллектив изменяет человека, ибо ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

    В то же время люди хотят отличиться от других, оставаться индивидуальностями, достойными уважения, какими они есть.

    В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает как позитивным, так и негативным. Так, сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив. Может разлагающе на нее влиять, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобный» для себя.

    Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот сама ему подчиняется и растворяется в нем, а последний берет взамен на себя заботу о ее благополучии.

    Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посередине и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

    В зависимости от целей коллективы имеют различные виды. Одним из важнейших характеристик коллектива является внутренний психологический климат. Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности его участников своим положением в организации. Психологическое единство людей по важнейшим вопросам приводит к сплоченности коллектива, к организованности.

    Работоспособному сплоченному коллективу предшествует длительный процесс становления и развития.

    Началом формирования официального коллектива является решение о его создании, надлежащим образом оформленное юридически. Затем определяется его функциональная структура, права, обязанности и ответственность для каждого сотрудника. На привлекаемых работников официально сообщают персональные задачи с учетом их способностей.

    Отношения между людьми начинают складываться в результате технических контрактов и наблюдений, в процессе которых субъекты накапливают информацию друг о друге, служащую основной взаимной заинтересованности, симпатии, или наоборот, антипатии. В настоящее время в западных фирмах часто практикуется способ создания трудовых коллективов, основу которого составляет добровольный выбор партнеров из лиц, с кем человеку дают предварительно определенное время общаться, в результате чего к одним из них возникает стойкая симпатия; к другим – антипатия; к третьим – безразличие.

    Если коллективы формируются «сверху», в основе отношений лежит необходимость исполнять служебные обязанности, то есть в какой-то мере принуждение. Такие коллективы часто оказываются малоэффективными, поскольку отношения в них могут быть «замешанными» на антипатии.

    В процессе работы в рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:

      дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

      дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах, в рамках в целом позитивных взаимоотношений;

      невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества;

      соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанное на общем взаимном недоверии;

      кооперация антагонистов-соперников в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.

    Люди работают лучше, если есть конкуренция, и в коллективах, где она существует, выше производительность, особенно, если оценка производится по личным результатам.

    Отличительные черты современного менеджмента.

    Современный менеджмент отличают следующие характерные черты:

    1.Системный подход к управлению. Он заключается в том, что организация рассматривается как открытая система, состоящая из нескольких взаимосвязанных подсистем. Теория систем предусматривает принятие решений на основе учета воздействия окружающей среды на организацию, а также влияния организации не только на внутреннюю, но и внешнюю среду.

    2.Ситуационный подход к управлению. Он способствовал дальнейшему развитию теории и практики управления, позволяя использовать возможности приложения данных науки к конкретным управленческим ситуациям и условиям. Ситуационный подход, возникший в конце 60-х гг. прошлого века, исходит из утверждения, что рецепты, годные на любой случай, отсутствуют. Данный подход признает существование принципиальных подходов к управлению, требует принятия конкретных решений применительно к конкретной ситуации.

    3.Теории стратегии. Стратегия определяется, исходя из целей организации, вытекающих из ее миссии, и состоит в определении путей их достижения. По мнению И.Ансоффа, «стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности». Другим определением стратегии может быть ее определение как плана действий по достижению целей организации.

    3.Определяющая роль организационной культуры. Организационная культура - это формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации, играет ведущую роль в развитии и судьбе организации, так как оказывает глубокое влияние на эффективность всех сторон деятельности.

    4.Механизация и автоматизация управленческого процесса. Механизация и автоматизация процессов в системе менеджмента представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров (компьютерных технологий), современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники.

    5.Демократизация управления. Эта черта современного менеджмента проявляется в организации активного участия рядовых работников в управлении производством путем подачи предложений, участия в работе кружков качества, оказания помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.

    6.Интернационализация менеджмента. Процесс интернационализации менеджмента выражается в усилении роли международного фактора в управлении организацией в силу растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.